On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение



Сообщение: 672
Зарегистрирован: 23.12.10
Репутация: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 13.06.12 22:14. Заголовок: 5. Основные методы воспитания военнослужащих


Методы воспитания представляют собой сложные действия, предполагающие применение системы педагогических мер. Методы воспитания – это, прежде всего, своеобразно организованная воспитательная деятельность.
Методы воспитания выполняют определённые функции, каждый из них включает в себя совокупность свойственных лишь ему средств и приёмов педагогического воздействия, с помощью которых решаются характерные для данного метода воспитательные задачи.
В соответствии с Концепцией воспитания военнослужащих, утвержденной приказом МО № 70 – 2004 г. в воспитании военнослужащих используются следующие основные группы методов:
Методы изучения объектов воспитания: целенаправленное наблюдение за объектом воспитания, изучение личности по документам, биографический метод, анализ практической деятельности военнослужащих, изучение и анализ независимых характеристик, тестирование, письменные и устные опросы, индивидуальные (групповые) беседы.
Методы воспитательных воздействий и взаимодействий: убеждение, пример, упражнение, включение военнослужащих в различные виды деятельности, поощрение, критика и самокритика, принуждение.
Методы профилактики и перевоспитания личного состава: переучивание, переубеждение, «реконструкция характера», «разрыв нежелательных контактов», критика и самокритика, самоисправление.
Методы воспитательных воздействий: убеждение; упражнение; поощрение; пример; критика и самокритика; принуждение.
Метод убеждения:
Убедить военнослужащего – это значит сделать его личным достоянием приверженность идее, нравственным нормам, требованиям Военной присяги и уставов, превратив их в главные мотивы поведения, действий и поступков.
Два основных средства: убеждение словом и убеждение делом; Успех убеждения словом зависит от сочетания содержания, живости и образности языка, простоты, ясности, доступности речи командира (военного инженера);
Принципы убеждения словом: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др.
Принципы убеждения делом: показ воину общественной ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений и ложных взглядов (анализ жизненных явлений и фактов, опровергающих ошибочные воззрения); ссылки на опыт сослуживцев; личный пример офицера и др.
Условия действенности метода убеждения: убеждённость самого воспитателя, его принципиальность, исключающая разрыв между словом и делом; справедливость, честность и искренность офицера, его готовность ответить на острые и злободневные вопросы; умение командира (военного инженера) ясно, просто и доходчиво излагать свои мысли, эмоционально выражать их с помощью голоса, жеста; широкий общенаучный и военный кругозор, образованность и эрудиция, жизненный и служебный опыт; педагогический такт офицера, понимание им психологии подчинённого; дифференцированный подход к различным категориям военнослужащих; связь с жизнью, практикой воинской деятельности;
Метод принуждения: - система средств и приёмов воздействия на воинов, нарушающих законы, уставы, нормы морали с целью исправить их поведение и побудить добросовестно выполнять свой воинский долг.
Принудить человека – это значит заставить его выполнять волю командира (начальника), воинского коллектива в интересах решения задач, стоящих перед подразделением (частью) связи.
Этот метод применяется после того, как все другие не дали желаемых результатов.
Формы принуждения: категорическое требование, запрещение, предупреждение о возможном наказании, наложении дисциплинарного взыскания, отчуждение общественностью, привлечение к уголовной ответственности.
Педагогические требования при применении дисциплинарного взыскания:
глубоко разобраться в существе поступка, выяснив его мотивы, обстоятельства, прежнее поведение подчинённого, особенности его личности, время нахождения и степень знания порядка службы;
отношение провинившегося к совершённому поступку, его самооценка;
в личной беседе с воином установить причины проступка, степень осознания им своей вины и оценки поведения;
наказание окажет положительное воздействие только тогда, когда оно применено правильно, справедливо, с учётом характера проступка и его влияния на сослуживцев;
Порядок наложения взыскания и приведение его в исполнение:
взыскание объявляется лично или перед строем;
взыскание должно быть занесено в служебную карточку и приведено в исполнение;
недопустимо наложение взыскания на весь коллектив подразделения вместо наказания непосредственных виновников;
Метод упражнения: Упражнение необходимо для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях как результата повышения сознательности.
В ходе учений, боевого дежурства, учебных занятий создаются такие условия, такая цепь упражнений и трудностей, которая формирует и развивает качества личности воина, учит мужеству, самоотверженности, решимости, смелости.
Условия эффективности данного метода: сознательность и убеждённость; системный подход к упражнениям, плановость, последовательность, регулярность (планировать объём и очерёдность нагрузок не надорвав волю и мускулы); учёт возрастных, психологических, физиологических и других индивидуальных особенностей воинов.
Пример как метод воспитания оказывает большое воздействие на сознание, чувства и волю личного состава; служит образцом для подражания, основой для формирования идеала поведения и средством самовоспитания;
Условия действенности примера: пример должен быть общественно и лично значимым и ценным; пример легче воспринимается, когда он взят из сферы деятельности войск связи, части, подразделения; показав воинам, какие внутренние силы и нравственные мотивы человека, который ставится в пример, побуждаем на самоотверженные действия; яркое эмоциональное описание обстановки, в которой происходит деятельность, служащая примером для подражания; воспитательная сила положительного примера органически связана с высокими качествами личности командира (военного инженера).
Метод поощрения – это совокупность приёмов и средств морального и материального стимулирования воинов.
Условия действенности метода: поощрение должно быть обосновано и целесообразно, направлено на стимулирование успехов военнослужащих и воинских коллективов в решении задач, стоящих перед подразделением, частью; грамотное сочетание видов поощрения; повышение роли сержантов и старшин в поощрении; гласность поощрения (в торжественной обстановке, перед строем или на собрании воинов); своевременность поощрения;
Проведение индивидуальной воспитательной работы.
Индивидуально-воспитательная работа (ИВР) – система целенаправленного психолого-педагогического воздействия офицера на сознание, чувства и поведение воина с учетом возрастных, социальных, психологических особенностей личности, условий службы, быта и отдыха; систематическое и целенаправленное воздействие на сознание, чувства и волю отдельного воина в целях привития ему профессионально важных качеств на основе глубокого знания и всестороннего учета его индивидуальных особенностей.
Алгоритм проведения ИВР включает:
- глубокое изучение военнослужащего как личности;
- определение и составление программы ИВР;
- грамотное использование офицером форм и методов и средств ИВР;
- осуществление ИВР во всех видах боевой подготовки; службы и быта;
- постоянный контроль за ходом ИВР и оценку ее результатов.
В системном виде алгоритм проведения ИВР включает ряд этапов:
1. Изучение личностных качеств и особенностей, сильных и слабых сторон военнослужащего.
2. Выбор оптимальных форм, методов и приемов психолого-педагогического воздействия и их практическое применение.
3. Анализ достигнутых результатов индивидуального воздействия при необходимости корректировка его методов и приемов.
Для изучения военнослужащих педагогически оправдано использование следующих методов: наблюдение, индивидуальная беседа, изучение документов, использование мнения других лиц, письменные связи с родителями и коллективами, где раньше работал или учился, анализ результатов повседневной деятельности, опросные методики.
Основные приемы, при помощи которых реализуется методика индивидуально-воспитательной работы командира (военного инженера) с подчиненными.
Проявление сочувствия, внимания, доброты. Прием ориентирован прежде всего на сокращение дистанции педагогического взаимодействия командира (военного инженера) с воином, требующим воспитательного воздействия, на установление взаимопонимания между участниками воспитательного процесса. Применение названного приема индивидуально-воспитательной работы целесообразно тогда, когда подчиненный оказался в трудной для себя ситуации по причине несоответствия личного потенциала требованиям ситуации, совершенной непреднамеренно ошибки, просчета или же обстоятельств, независящих от его личных качеств. Прием действенен в том случае, когда военнослужащий испытывает душевный дискомфорт, обиду, растерянность или потерял веру в собственные силы. Важно, чтобы воспитанник почувствовал воспитателя искренность и неподдельный интерес, участие в его судьбе.
Просьба, она выполняет роль нравственного тренинга, делает педагогические отношения командира (начальника) с подчиненным доверительными, более теплыми, усиливает взаимопонимание. При применении данного приема важным является то, как высказанная просьба, с какой интонацией, какое скрыто в ней личное отношение командира (военного инженера) к подчиненному.
Одобрение, похвала - этот прием является частью поощрения как общепедагогического метода воспитания. Однако и в рамках индивидуально-воспитательной работы с конкретным военнослужащим его значение переоценить трудно. Он является фактором стимулирования инициативы, поощрения сделанного выбора, реализованного способа деятельности, реакции на ситуацию. Формы выражения приема в коротких репликах, типа: "молодец", "правильно", "похвально", "я в Вас верил или был уверен" и т.п. А также и в форме оценки с анализом совершенного действия или поступка, сделанного выбора или позиции.
Проявление доверия в воспитании имеет вид поручения, то есть наделения полномочием военнослужащего, который пока, что по своим качествам не во всем соответствует поставленной перед ним практической задачи. В основе приема лежит принцип воспитания - опора на достоинство личности, на положительную черту характера подчиненного.
Авансирование личности (термин А.С. Макаренко). Суть названного приема в том, что командир или начальник предоставляет военнослужащему определенные блага, то есть преимущества по сравнению с его настоящим положением, как бы предвосхищая будущий уровень нравственного развития воина, его совершенствование в специальности, общественной работе.
Прощение (помилование - толк. словарь русск. яз.) - отмена наказания за вину, совершенный проступок. Педагогический смысл приема в том, что командир (военный инженер) в определенной ситуации не прибегает к наказанию, несмотря на совершенный проступок.
Проявление огорчения, прием основан опять же на авторитете воспитателя. Суть приема в том, что командир (военный инженер), обнаружив недостаток в личности воина, снижение в критериях его самооценки выражает отношение к этому через содержание слов, мимикой, интонацией, жестом.
Психологическая поддержка. Прием предполагает со стороны воспитателя создание таких условий педагогического взаимодействия с воспитанником, при которых он чувствует психологический комфорт в коллективе, адекватность оценок его поведения, результатов деятельности самооценки.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 4
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет